В Госдуму внесен законопроект, согласно которому такое согласие не может служить условием для выдачи обязательной информации о товаре. Кроме того, предлагается отделить согласие на обработку персданных от других документов.
Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект с поправками в законы "О персональных данных" и "О защите прав потребителей" (679980-8).
Избирательная обязательность
Авторы считают нужным ввести правило о том, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе ограничивать доступ потребителя к обязательной информации о товарах (работах, услугах) из-за того, что потребитель отказался предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ.
Напомним, что существует список сведений о товарах (работах, услугах), которые продавец должен предоставить в обязательном порядке: техрегламент, цена, срок службы (годности), сведения об основных потребительских свойствах, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования, данные изготовителя и другое.
На практике зачастую обязательным условием для получения таких сведений является наличие согласия пользователя на обработку его персональных данных, причем, независимо от того, будут ли приобретены такие товары (работы, услуги). Особенно – в сфере электронной коммерции, указали авторы в пояснительной записке. Данная практика приводит к избыточному сбору персональных данных, которые затем используются по большей части в посторонних целях, в частности, для спам-рассылок.
Мух от котлет
Кроме того, предложено установить, что согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект. Это снизит шансы дезориентировать граждан в этих вопросах, считают авторы. Зачастую положения о таком согласии включаются в пользовательские соглашения, а также другие документы, размещаемые в том числе в сети. "Под шумок" потребитель может дать согласие на обработку своих данных, в том числе в целях их передачи неопределенному кругу лиц.
Широкое распространение получили так называемые «браузер-соглашения», акцепт которых предусмотрен посредством входа на сайт (его просмотра). Неоднозначность правоприменительной практики позволяет владельцам информационных ресурсов считать пользовательское соглашение заключенным путем в том числе обычного просмотра сайта. При этом если положения о согласии на обработку персданных были включены в текст данного соглашения, то, фактически, использование сайта является предоставлением такого согласия.
В итоге, гражданин, поставив требуемую «галочку», автоматически предоставляет доступ к своим личным данным, которые в дальнейшем могут быть использованы фактически неограниченным кругом лиц. Это препятствует исполнению установленного законом требования о том, что согласие на обработку персданных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. В конечном итоге ситуация многократно увеличивает риски утечек и последующего противоправного использования указанных сведений, считают авторы.
Источник: Audit-it.ru персональные данные
Источник: audit-it.ru